Страницы

Поиск по вопросам

четверг, 28 ноября 2019 г.

Кто составляет ТЗ?

#документация


В организации есть аналитик. Он соглашается составить документ с описанием требований
от заказчика. Но не хочет писать ТЗ для программиста. 

Требования к ТЗ - составить таблицу, где будет описаны типы полей, формат ввода,
видимость на этапах, тексты уведомлений и логику изменения данных по каким-то событиям.
Аналитик хорошо знает возможности системы (речь о SharePoint). 

Аналитик сообщает что составлять ТЗ должен программист. Я этот программист. И по-моему
что-то пошло не так.
    


Ответы

Ответ 1



ТЗ - это расшифровывается как техническое задание. То есть это задание от одного субъекта другому, от начальника - подчиненному, от заказчика - исполнителю и т.д. Программист - это звено в производственном процессе, который должен получить задание, прежде чем что-то делать. Если программист пишет сам себе задания, то это означает, что он исключен из производственного процесса, то есть не является участником производственного процесса, а является самостоятельной единицей внешней по отношению к производственному процессу. Задача аналитика - проанализировать производственный процесс и на основе своего анализа выдать технические задания или рекомендации, если он сам не уполномочен выдавать технические задания, а, допустим, это делает другой уполномоченный сотрудник. Описание требований от заказчика - это работа секретаря, а не аналитика. Для аналитика требования заказчика - это всего лишь входные данные, на основе которых он должен выдать выходные данные, которыми являются технические задания. Грубо говоря работа аналитика заключается в следующем. Он должен указать: вот - что требует заказчик, и вот - что надо сделать. А для программиста ТЗ - это входные данные, а программа - это выходные данные. В противном случае программисту придется дублировать аналитика. А зачем тогда такой аналитик нужен?! Фактически, в этом случае аналитик снимает с себя всякую ответственность за свою работу, так как если конечный продукт не будет устраивать заказчика, то аналитик просто скажет, что это вы написали неправильно ТЗ. То есть он полностью обрубил с вами обратную связь и тем самым, подымаясь по цепочке вверх от вас до заказчика, чтобы оценить результат работы и, например, оценить, что было сделано не так, как предполагалось, и на каком этапе, то в этом процессе распределения ответственности аналитик уже участвовать не будет.:) Как происходит процесс верификации результата работы? Если задания спускаются сверху вниз, то верификация результата производится снизу вверх. Результат работы программиста - это программа. Ее правильность сверяется с техническим заданием. Результат работы аналитика - это техническое задание. Его правильность сверяется с требованиями заказчика. Ну, а если требования заказчика сами по себе не корректны или неадекватны, то заказчику никого кроме себя винить не придется.:)

Ответ 2



А еще бывает себе полезно иногда задавать вопрос - "ЗАЧЕМ?". И этих зачем здесь достаточно. Например, "Зачем мне сопротивляться составлению ТЗ...", - ведь я хочу получить этот опыт и двигаться в сторону аналитика/архитектора, тогда мягко оттирая текущего аналитика в сторону, выстраивай прямую коммуникацию с заказчиком, делай все лучшим образом и не забывай периодически освещать свою новую роль перед руководством. Или например, зачем компании такой аналитик, тогда тоже делай все без него, а потом поставь вопрос "Зачем нам такой аналитик..." ребром перед начальством. Или - "Зачем мне это все нужно...", - ведь тебе за это не платят и лучше уж тогда ничего не делать. Тогда, скорее всего, тебе пришло время искать новую работу. Ну и есть еще пару десятков разных зачем в этой, в целом типичной, ситуации.

Ответ 3



Насколько я знаю, обычно это делается так: (Бизнес-)аналитик собирает требования от заказчика. (Бизнес-)аналитик пишет функциональную спецификацию для команды. В ней описано, как всё должно работать с точки зрения пользователя — то есть список фич. Функциональная спецификация может быть в формате use-case'ов или, если команда работает по Scrum, user-story. Системный аналитик или техлид пишет техническую спецификацию. В ней описано, как всё должно быть реализовано внутри. Архитектура, технологии, стиль кодирования, используемые инструменты. По технической спецификации работают программисты, тестировщики, системные администраторы, администраторы баз данных и прочая техническая братия. В целом, написание техдокументации может как входить, так и не входить в ваши обязанности. Обычно, чем выше должность, тем чаще приходится все-таки что-то документировать. Если хотите отказаться, то можете аргументировать свою позицию тем, что не имеете должной квалификации и не можете гарантировать качества продукта. Если всё-таки придется писать документацию, то это может быть только техническая. Убедитесь, что функциональная спецификация есть, что она полна, однозначна, непротиворечива. При обнаружении любых неточностей идите к аналитику и уточняйте заранее. Неточности — это баг спецификации. Определите, кто является заказчиком документации, т.е. человеком, который оценивает её готовность и принимает работу. Скорее всего, это будет ваш аналитик. Сверяйте документ с ним, пока он не скажет, что его всё устраивает. Потом пусть ставит подпись, что документ принял. Обязательно подключите к процессу тестировщика, который будет с вами работать над этим проектом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий